Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г.Абакана
«Средняя общеобразовательная школа №7»

Официальный сайт

Доступная среда

Начиная с 2011 г. в нашей стране реализуется государственная программа «Доступная среда»(копия). Ее основной задачей является обеспечение доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности. К таким объектам и услугам относятся и школы, и оказываемые ими образовательные услуги.

Нормативные документы для  организации доступной среды для обучающихся с различными заболеваниями:

В МБОУ "СОШ № 7" разработан паспорт «Доступная среда», который направлен на создание системы комплексной помощи детям-инвалидам, детям с ОВЗ с целью эффективности их реабилитации за счёт доступности образовательной среды, преодоление самоизоляции детей с ограниченными возможностями здоровья и негативного отношения к ним.
Основная задача, стоящая перед образовательной организацией - это формирование доступной среды и создание специальных условий для обучения и воспитания детей-инвалидов.

Кадровое обеспечение

Педагоги школы систематически проходят курсы повышения квалификации:

"Образование детей с гораниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ (инклюзивное образование)- учителя-предметники;

«Организация коррекционно-образовательной  деятельности учителя-логопеда в условиях ФГОС обучающихся с ОВЗ»-

 учитель-логопед;

«Арттерапевтические методы диагностики и коррекции эмоциональных нарушений у детей и подростков» - педагоги-психологи;

«Психолого-педагогические приемы и технологии эффективного взаимодействия с родителями учащихся» -социальный педагог.

Психолого-педагогическое сопровождение

В школе работает психолого-педагогический центр "Доверие".

Психолого-педагогическое сопровождение детей-инвалидов осуществляют педагоги-психологи, учитель-логопед, классные руководители, учителя-предметники, которые   составляют план работы по сопровождению ребенка-инвалида в рамках своих должностных обязанностей. Организация сопровождения включает в себя:

  • работу психолого-медико-педагогического консилиума и выполнение рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии;
  • оказание психолого-педагогической, логопедической помощи детям-инвалидам;
  • организация индивидуальных маршрутов; 
  • организация педагогического взаимодействия.

Используются  следующие формы:

  • проведение индивидуальной работы с обучающимися и их родителями;
  • проведение  малых педагогических советов;
  • ведение карт наблюдений динамики учебных навыков;
  • посещение, взаимопосещение уроков, анализ уроков с точки зрения здоровьесбережения;
  • разработка методических  рекомендаций учителю;
  • диагностика, коррекция, профилактика;
  • обследование школьников  по запросу родителей;
  • оказание психологической поддержки педагогам.

Работа с родителями (законными представителями)

В школе проводятся индивидуальные и групповые формы работы с родителями детей-инвалидов.

Индивидуальные формы работы:

1. Индивидуальное консультирование.

2. Общение через социальные сети. Создан родительский чат.

3. Совместные занятия «ребенок – педагог – родитель». 

Групповые формы взаимодействия:

1. Родительские лектории, практикумы, тренинги.

2. Обмен опытом между родителями. Организован родительский клуб "Школа жизни".

3. Родительские собрания.

4. Совместные досуговые мероприятия.

Комплексное сопровождение включает в себя взаимодействие педагогов-психологов, учителя-логопеда, социального педагога с учителями, родителями и ребѐнком в процессе реализации ИПРА (индивидуальной программы реабилитации и реабилитации ребёнка-инвалида), а именно:


Диагностику уровня актуального развития и определение зоны ближайшего развития ребенка, диагностику учебных затруднений и социально-эмоциональных проблем, мониторинг эмоционального благополучия и включенности в образовательный процесс; групповые и индивидуальные занятия с педагогом-психологом, направленные на развитие психических процессов, общеучебных и социально-коммуникативных навыков, оказание помощи в преодолении социально-эмоциональных проблем; консультативное сопровождение учителя (сопровождение обучающегося, осуществляемое через консультативную поддержку учителя); психологическую поддержку участников образовательного процесса; консультативную помощь родителям (законным представителям) детей-инвалидов; анализ результативности и мониторинг эффективности программы. 

Условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

В МБОУ «СОШ №7» города Абакана созданы условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (обучающиеся с ОВЗ) и детей - инвалидов.
В 2021-2022 учебном году в  школе обучается по основной общеобразовательной программе один ребёнок-инвалид, который обучается на дому. 6  обучающихся  занимаются по АООП НОО вариант 5.1, 1 обучающийся занимается по  АООП НОО    вариант 8.2, 2 обучающихся занимаются по АООП НОО вариант 7.1, 1 обучающийся занимается по АООП  НОО вариант 7.2. В связи с установленными заболеваниями обучающиеся в специальных учебниках не нуждаются.
Комплексное сопровождение включает в себя взаимодействие педагогов-психологов, учителя-логопеда, социального педагога с учителями, родителями и ребѐнком в процессе реализации ИПРА (индивидуальной программы реабилитации и абилитации ребёнка-инвалида), а именно:
  • диагностику уровня актуального развития и определение зоны ближайшего развития ребенка, диагностику учебных затруднений и социально-эмоциональных проблем, мониторинг эмоционального благополучия и включенности в образовательный процесс;
  • групповые и индивидуальные занятия с педагогом-психологом, направленные на развитие психических процессов, общеучебных и социально-коммуникативных навыков, оказание помощи в преодолении социально-эмоциональных проблем;
  • консультативное сопровождение учителя (сопровождение обучающегося, осуществляемое через консультативную поддержку учителя);
  • психологическую поддержку участников образовательного процесса;
  • консультативную помощь родителям (законным представителям) детей-инвалидов;
  • анализ результативности и мониторинг эффективности программы. 

Основаниями для создания специальных условий для обучения детей с ОВЗ и с инвалидностью служат:

  • нормативные требования;
  • заключение ТПМПК – для обучающихся с ОВЗ;
  • индивидуальная программа реабилитации или абилитации – для детей-инвалидов

Наименование показателя

Перечень специальных условий, имеющихся в МБОУ «СОШ № 7»

Наличие оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья

Инвалиды и лица с ОВЗ небольшой и средней степени тяжести участвуют в образовательном процессе на общих основаниях.

При наличии медицинских показаний и соответствующих документов (справка - заключение ВК) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья организовано индивидуальное обучение на дому.

В образовательном учреждении разработаны адаптированные образовательные программы.

В рамках реализации проекта «Сохраним радость детства» кабинет педагога-психолога оснащен сенсорным оборудованием для комплексной диагностики уровня психического развития, личностных особенностей ребенка («Песочная анимация») и многофункциональным принтером.

Обеспечение доступа в здание МБОУ «СОШ № 7» инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Центральный вход в школу оборудован пандусом в соответствии с требованиями паспорта доступности МБОУ «СОШ № 7».

При необходимости для обеспечения доступа в здание образовательной организации инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо.

Условия питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Для обучающихся МБОУ СОШ № 7 предусматривается организация горячего питания в соответствии с  цикличным меню.

Пищеблок школы осуществляет производственную деятельность 5 дней – с понедельника по пятницу.

Горячее питание организовано для обучающихся из малообеспеченных семей, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ.

Столовая расположена на 1 этаже.

Ширина дверного прохода обеспечивает движение кресла-коляски совместно с обучающимися.

Перед обеденным залом столовой оборудована зона, где расположены умывальники с подачей воды.

Условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Здание МБОУ СОШ № 7 оснащено противопожарной сигнализацией, информационными указателями выхода, звуковой информацией для сигнализации об  опасности в случаях  пожара.

Для оказания доврачебной первичной медицинской помощи в школе функционирует медицинский кабинет. Медицинский кабинет оснащён оборудованием, инвентарем и инструментарием в соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10.

На основании заключённого договора с МБУЗ медицинское сопровождение учащихся школы осуществляет школьная медсестра

В школе организовано психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. 

Доступ к информационным системам и информационно- телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья

Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ предоставлены при работе с официальным сайтом МБОУ СОШ № 7, на котором существует версия для слабовидящих.

Информационная база школы оснащена: электронной почтой; выходом в Интернет; функционирует официальный сайт школы.

Доступ к информационно-телекоммуникационной сети Интернет доступен для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в библиотеке и на 2 этаже в компьютерном классе.

Для обеспечения безопасных условий доступа в сеть интернет в школе действует система контент - фильтрации.

В школе имеются мультимедийные средства обучения, оргтехника, компьютерная техника, аудиотехника (акустические усилители и колонки), видеотехника (мультимедийные проекторы), электронные интерактивные доски.

Кадровое обеспечение образования (наличие в штате организации педагогических работников, имеющих основное образование и (или) получивших дополнительное образование для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Проведена информационно-просветительская и разъяснительная  работа с участниками образовательных отношений, с  учителями школы  (требования Профстандарта педагога, изучении инструкции ситуационной помощи);  Во время прохождения  курсов повышения квалификации в ХИРО и ПК модуль «Эффективные технологии инклюзивного образования»  для  педагогических работников нашей школы является обязательным при выборе;

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?