Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г.Абакана
«Средняя общеобразовательная школа №7»

Официальный сайт

Родителям по адаптации первоклассника

Родителям по адаптации первоклассника

Первые недели обучения в школе сложны для ребенка: у первоклассников небольшая нагрузка, но многие сильно устают; меняется режим; игра перестает быть ведущей деятельностью, на первый план выходит учебная деятельность; учителя требуют соблюдать непривычные нормы поведения. Ребенок, который поступает в школу, должен войти в новую социальную роль – обучающийся. На этом этапе дети и родители сталкиваются с трудностями школьной адаптации.

Что происходит с первоклассником в период адаптации?

Адаптация – процесс, когда ребенок приспосабливается к школе, новым условиям, статусу ученика, новому виду деятельности и новым нагрузкам

Школа с первых дней ставит перед ребенком сложные задачи. Чтобы их решать, он мобилизует все свои интеллектуальные и физические силы. Первокласснику трудно выполнять требования: высиживать урок в одной и той же позе; не отвлекаться и следить за мыслью учителя; делать не то, что хочется, а то, что требуют. Дети не сразу усваивают новые правила поведения со взрослыми, признают позицию учителя и устанавливают дистанцию в отношениях с ним. Поэтому нужно время, чтобы ребенок привык к новым условиям и научился соответствовать новым требованиям.

Адаптация ребенка к школе — довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. Не день, не неделя требуется для того, чтобы малыш освоился в школе по-настоящему. Организм ребенка приспосабливается к изменениям, новым факторам, мобилизуя систему адаптационных реакций.
Наблюдения показывают, что относительно устойчивое приспособление к школе происходит на 5–6-й неделе обучения.

Основными показателями благоприятной психологической адаптации ребенка являются: формирование адекватного поведения, установление контактов с учащимися, учителем, овладение навыками учебной деятельности.

Совместные усилия учителей, педагогов, родителей, врачей и школьного психолога способны снизить риск возникновения у ребенка школьной дезадаптации и трудностей обучения.

Советы родителям:

Создайте в семье условия, которые помогут ребенку адаптироваться в школе. Провожайте и встречайте ребенка из школы с улыбкой. Говорите ему как можно чаще: «У тебя все получится». Интересуйтесь его настроением, как он провел день.

Соблюдайте режим занятий и отдыха. Не перегружайте дополнительными занятиями. Если вы хотите отдать ребенка в спортивную секцию, музыкальную школу, записать в кружок – сделайте это со второго класса.

Следите за состоянием и настроением ребенка. Обращайте внимание на все его жалобы. Дети никогда не жалуются без причины. При малейших признаках нарушения здоровья обратитесь к врачу.

Не настраивайте ребенка только на успех, но и не запугивайте неудачами. Лучше научи- те правильно на них реагировать. Ребенок не должен панически бояться ошибиться. Невозможно научиться чему-то и при этом не ошибаться.

Не относитесь к первым неудачам ребенка, как к краху всех надежд. Помните: ему очень нужна ваша вера в него.

Поддерживайте ребенка. Если вы хотите, чтобы он вырос спокойным и уверенным в себе, хвалите его – даже за то, что он хорошо нарисовал крючок в прописи.

Критикуйте конструктивно. Следуйте принципу «сэндвича»: похвала – критика – снова похвала.

Находитесь  в  постоянном  контакте  с  классным  руководителем.  Обсуждайте  с  ним проблемы обучения, если таковые появились. Вместе ищите способы помочь ребенку.

Если возникают проблемы…

Причины и способы, как их устранить:

Проблема 1. Первокласснику трудно даются все предметы.

Причины: родители психологически не подготовили школьника к обучению, не поддерживают ребенка.

Что делать? Не говорить ребенку слово «неудачник», не требовать от него больше, чем он может в силу возраста. Поощрять даже небольшой прогресс в обучении и не сравнивать ребенка с одноклассниками. Заинтересовать ребенка, вызвать любопытство – учение начинается с удивления. Родители могут помочь ребенку определиться, кем он хочет стать в будущем, а затем объяснить, что нужно учиться, чтобы достичь цели.

Проблема 2. Ребенок не может самостоятельно регулировать свое поведение.

Причины: ребенка строго контролируют или, наоборот, позволяют все.

Что делать?  Развивать у ребенка волевые качества, позаботиться о том, чтобы у него были посильные домашние обязанности. Соблюдать режим дня, обсуждать с ребенком причины и последствия его поведения, хвалить за хорошее поведение.

Проблема 3. Первоклассник не уверен в себе, боится родителей и школу.

Причины: недостаток внимания, завышенные требования, частые наказания и унижения.

Что делать? Родители перекладывают на ребенка ответственность за свое самочувствие и переживания – «только от тебя зависит, как я себя буду чувствовать на родительском собрании». Формировать у ребенка положительный образ школы, например, приводить положительные примеры из собственной школьной жизни, хвалить и искренне радоваться даже скромным достижениям ребенка, стимулировать его самостоятельность в разных видах деятельности.

Проблема 4. Ученик часто опаздывает в школу, не успевает выполнять задания на уроке, сильно устает.

Причины: слабая нервная система, задержка развития, неправильное воспитание в семье.

Что делать? Приучать ребенка все делать вовремя, изменить нагрузки в течение дня, отложить запись в секции и кружки на следующий год, обеспечить ребенку полноценный отдых.

Проблема 5. Ребенок не запоминает, пропускает задания учителя, постоянно переспрашивает.

Причины: слабо развито произвольное внимание.

Что делать? Развивать внимание ребенка с помощью специальных игр и упражнений, развивать речь, проконсультироваться с педагогом-психологом, учителем-дефектологом.

Проблема 6. Ученик конфликтует с одноклассниками, у него нет друзей.

Причины: родители игнорируют психологические потребности ребенка – в любви, принятии, общении, самостоятельности, или ребенок копирует модель поведения кого-то из родителей. 

Что делать? Проанализировать взаимоотношения в семье. Расскажите, как помочь ребенку найти друзей. Например, побуждать к совместным играм со сверстниками, на материале сказок, рассказов, художественных и мультипликационных фильмов показать, как вести себя, чтобы подружиться с другими детьми.